Музыкально-хореографический образ

Образ в хореографии понимается как целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера.

Образный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом.

Создать хореографический образ - значит обрисовать в танце действие или характер.

Танец, лишенный образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений.

 Фундаментальной основой танца является музыка, которая справедливо диктует танцу характер движения, его настроение, темп, поэтому балетмейстер-постановщик обязан досконально изучить музыкальный материал, и провести самобытную танцевальную аналогию этому сочинению - движением это в итоге.

Музыка - это самостоятельный самодостаточный, прочно устоявшийся жанр искусства со своими строгими методами и правилами. А поскольку она фундамент для танца, то её структурная форма, темп, ритм, метроритм, фраза, лейтмотив и т.п., знание этих понятий - это то, без чего не может быть создан танец.

 «Музыкально-хореографический образ»  есть результат отношений балетмейстера к музыкальному материалу, итог внутренних и внешних связей хореографии с музыкой.

 Здесь мы различаем три основных аспекта:

1. Когда балетмейстер неукоснительно следует за музыкальным сочинением, повторяя в пластической структуре структуру музыки. Когда он старается создать пластический аналог музыкальной пьесы, копируя её в малейших деталях. Тогда балетмейстер получит отражение музыкального сочинения в хореографической композиции, получит зримую музыку. Здесь мы имеем полное метроритмическое единство между музыкой и танцем.

2. Средствами танцевальных движений необходимо выстроить обобщённый художественный образ музыкального номера, т.е. дать ему пластическую интерпретацию. Для этого нужно раскрыть музыкальный образ произведения, чтобы построить аналогичный ему хореографический.

3. Когда первый и второй приемы присутствуют в одном хореографическом произведении, тогда возникает либо унисон с музыкой или разнообразный контрапункт. Автор старается "увидеть” пластический образ музыки в движениях, позах, жестах, в рисунке, и в хореографических построениях. "Нельзя танцевать ноты”, - зовет Фёдора Лопухова.,- Надо пытаться раскрыть дух музыки, а не букву».

Всесторонний анализ музыкальной формы, знание её – повод для свободного обращения с нею, для свободного толкования. Доказательством служит то, что на одну и ту же музыкальную пьесу, существует много разных балетных сочинений. Хотя все постановщики балетных сочинений стремятся, по мере своих сил, к предельному совпадению музыкального и хореографического образа. Танец не должен быть рабом музыки – а должен являться союзником и другом.

 При этом никогда не надо забывать, что тело человека это тоже оркестр, в котором шесть главных инструментов (голова, руки, ноги, туловище) и много вспомогательных (пальцы рук, ног, плечи, черты лица и.т.д.). "Голоса ” тела надо сознательно различать по их возможности "звучания”. "Инструмент” головы "звучит” иначе, чем "инструменты” рук и.т.д. Балетмейстер обязан хорошо слышать ”оркестр” тела своего исполнителя, учитывая, что у разных артистов разные, отличающиеся друг от друга, ”оркестры” тела.

 Хореографический текст – составная часть и выразительное средство хореографической композиции.

          Это  - совокупность в определённой последовательности всех танцевальных движений и поз, образующих танец.

Это – является составной частью драматургии и развивается на протяжении всего номера от простого к сложному более яркому, выразительному.

Это - ϶ᴛᴏ средство, которым балетмейстеры пользуются для выражения содержания задуманного произведения.

 Хореографический текст способен выразить мысли, чувства, переживания.

Хореографический текст – складывается из элементов танцевального языка (хореографической лексики), которые в определённой последовательности и взаимосвязи образуют целостную систему.

Хореографический текст –сочиняется балетмейстером на базе музыки, предназначенной для танца, и является воплощением эмоционального состояния, характера, образа героя. На одну и ту же музыку должна быть сочинён разный танец

Хореографический текст зависит от творчества балетмейстера.

 В состав хореографического текста входят:

1.Движения 2. Позы 3. Ракурсы 4. Жесты 5. Мимика

Танцевальное движение - ϶ᴛᴏ гармония движений рук, ног, головы и корпуса, выражающей образ, действие, чувства.

Поза – устойчивое выразительное положение.

Ракурс – доворот исполнителя в позе на определённое количество градусов – относительно точки восприятия зрителя (эпальман, анфас, профиль).

Жест – устойчивое положение или движения, несущее на себе образно-конкретную нагрузку. Одно из решающих образных действенных средств. Жест подчиняется развитию образа.

Мимика - ϶ᴛᴏ отражение всех движений души, тончайшие оттенки внутреннего мира человека, течение его мысли, внезапная или последовательная смена настроения.

При создании образа большую роль играет творческое воображение, фантазия, интуиция, мировоззрение художника.

Создание образа – процесс сугубо индивидуальный у каждого художника; общее в том, что все они черпают материал для своей работы из жизни (прошлой или настоящей). Анализируя весь комплекс полученных знаний, впечатлений, художник-балетмейстер вырабатывает своё суждение, свой взгляд. Умение выбрать главное, самое существенное играет большую роль для конечного результата работы – создания хореографического произведения.

Балетмейстер в решении образа отталкивается от сюжета͵ идеи и строит хореографический образ, основываясь на музыкальный материал.

В создании хореографического образа едва ли не основное значение имеет танцевальный язык. Танцевальный текст, сочинённый хореографом, должен быть образным для определённого действующего лица. Балетмейстер должен найти наиболее подходящее ʼʼсловоʼʼ, наиболее подходящее хореографическое воплощение своей мысли. Именно через пластику, через танцевальный язык воспринимает зритель замысел балетмейстера.

Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии. Хореографический образ также не может создаваться без учёта этих законов. В сценическом образе должна быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией, и кульминация, и развязка.

Чтобы хореографический образ получил на сцене наиболее полное и яркое воплощение, балетмейстер должен ставить перед актёром ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета͵ идеи произведения, сквозной линии образа. Выразительность показа имеет очень большое значение. Мастерство исполнителя во многом способствует выявлению замысла балетмейстера.

Сценический образ – сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности. В танцевальном искусстве эти черты должны быть раскрыты средствами хореографии. Балетмейстер использует для того и рисунок танца, и танцевальный язык – пластику человеческого тела, мимику и драматургическое развитие образа, и, конечно, музыку.

Хореографический образ – целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера.

 Свой стиль, свой образ, свое лицо имеет каждое сценическое хореографическое произведение. Образ – это символ.